Филип Джонсон – один из самых влиятельных американских архитекторов ХХ столетия. Историк и философ, он и не думал заниматься проектированием зданий, однако жизнь распорядилась
по-другому.

 
Имя Джонсона вошло в историю не только благодаря его практической деятельности, но еще и потому, что он стал первым лауреатом Притцкеровской премии (учрежденная семьей Притцкеров в 1979 году, она до сих пор является самой престижной премией в области архитектуры).

 


Филип Кортелион Джонсон родился 8 июля 1906 года в Кливленде, штат Огайо, в семье видного юриста. Джонсон изучал историю и философию в Гарварде, но в 1928 г. ход его жизни изменила встреча с Людвигом Мисом ван дер Роэ. По возвращении из поездки по Европе, Джонсон познакомил американцев с теоретическими построениями Миса, Гропиуса и Ле Корбюзье — архитекторов, для обозначения стилевой принадлежности которых Джонсон, при составлении каталога Музея современного искусства в 1932 г., ввел в оборот термин «интернациональный стиль».
 


Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и любых разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).

В 1949-м году, после нескольких лет работы в качестве первого руководителя Отдела архитектуры в нью-йоркском Музее Современного Искусства (MOMA), Джонсон, для получения магистерской степени по архитектуре, спроектировал собственный дом в Нью-Кейнен (New Canaan), для получения магистерской степени по архитектуре. Сейчас эта постройка известна под названием «Glass House». Здание несет явный отпечаток «Фарнсворт Хауса» и в нем воплощены основные идеи минимализма, которые пропагандировал Мис ван дер Роэ – его учитель и главный вдохновитель на поприще архитектурной практики.


 

В 1997 году вышел фильм «Philip Johnson: diary of eccentric architect» (реж. Барбара Вулф), который представляет собой экскурсию по его самым значительным постройкам - в их числе и «Стеклянный дом».
 


 

Джонсон уговорил Миса переехать из фашистской Германии в Америку. Они активно сотрудничали с Мисом при проектировании Сигрем Билдинг (Seagram Building) в Нью-Йорке – лучшего высотного здания американского континента, по мнению архитектурной критики того времени.
 


 

Seagram Building - небоскрёб, расположенный на Парк-авеню 375 между 52-й и 53-й улицами в манхэттенском Мидтауне. Эталон интернационального стиля. Строительство здания было завершено в 1958 году. Оно составляет 157 метров в высоту и состоит из 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы, занимавшейся производством спиртных напитков, Joseph E. Seagram’s & Sons.



Выдающимися являются не только совершенство форм и выдержанность стилевых решений, но и парадоксальное  для Америки того времени решение Миса ван дер Роэ сформировать перед зданием большое общественное пространство, не приносящее никакой коммерческой выгоды застройщику - площадь, органично вплетающуюся в сеть улиц Нью-Йорка. Таким образом, Сигрем Билдинг - это не просто небоскреб, а мощная урбанистическая композиция.

Времена менялись, менялась и архитектура. Невозможно охарактеризовать архитектурную деятельность Филипа Джонсона принадлежностью к какому-то одному стилю – еще в середине 1960-х он заявил о небольшом значении стиля как понятия в современной архитектуре, и особенно в его собственном творчестве. В то же время влияние Джонсона на архитектурную сцену США последней трети 20 века сложно переоценить. Его мнение руководствовались при распределение крупных заказов, он активно поддерживал молодых архитекторов, курировал выставки в МОМА, которые отражали новейшие течения в архитектуре.


Филип Джонсон активно работал над планами Rothko Chapel с художником Марком Ротко,(настоящее имя Маркус Роткович, место рождения - г. Двинск Витебской губернии, вместе с родителями иммигрировал в США и в 1940 году взял псевдоним), который по заказу Доминика и Джона де Менил в 1964 году получил возможность сформировать общую среду, в которой помещались бы его работы - четырнадцать картин, созданных специально для медитативного пространства капеллы экуменической церкви в Хьюстоне. 



В 1970-е годы Филип объединился с архитектором Джоном Берджи и фирма «Джонсон и Берджи» стала для американской архитектуры рупором грядущей архитектурной моды, авторитетом, утвержденным не только собственным мастерством, но и освященным признанием правящей элиты. 

На вручении Притцкеровской премии в 1979 году, Джонсон в своей речи подчеркнул, что эта премия важна не для него лично, а для всех представителей архитектурного сообщества.

Пулитцеровская и Нобелевская премии никогда не поощрали представителей изобразительных искусств, тем более архитекторов. До сегодняшнего вечера, мы - художники - чувствовали, что были второсортными участниками общества. Ученые, писатели, врачи – все важные люди в почете в нашем обществе. .Мы же – до этого вечера – не были. Отныне, архитекторы могут гордиться.



 

В середине 1980-х годов Джонсон был не только признанным патриархом американской архитектуры, но также самым модным, самым дорогим, самым светским и влиятельным архитектором, долгие годы связанным с миром рафинированной роскоши и больших денег.

Самым большим скандалом в истории домостроительства в архитектурном мире стал проект небоскреба компании «Америкэн Телефон энд Телеграф» (АТ&Т) для центра Манхэттэна.  Здание очень характерно для позднего Джонсона. В основу композиции положена схема капеллы Пацци, раздутая до размера терм Каракаллы, и на такое основание еще взгромождено серо-розовое гранитное тело небоскреба, выполненное в стилистике небоскребов 1910-1930-х годов. Плюс ко всему венчает здание фигурно вырезанный барочный фронтон, напоминающий по форме завершения «дедушкины часы». Среди критической бури только сам Филип Джонсон, как отмечала пресса, выражал всем своим видом невозмутимую вежливость.



Таким образом союз с Джоном Берджи ознаменовал начало эпохи постмодернизма в творчестве Филипа Джонсона. В его проектах появляются изогнутые линии и аллюзии к историческим архитектурным стилям.

C 1991 до самой смерти архитектор работал вместе с Аланом Ричи. В 2004 году Филип Джонсон отошел от дел и в 2005 году скончался в возрасте 99 лет. Последней реализацией его проекта является Urban Glass House. Здание было завершено в 2006 году под наблюдением Алана Ричи.